24 января 2013 года в Москве состоялось торжественное открытие XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир», которое проходило в стенах Государственного Кремлевского дворца. На открытии присутствовали священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных и епархиальных отделов, руководители и преподаватели светских и церковных учебных заведений, работники научно-исследовательских учреждений России и зарубежья. В открытии форума приняли участие и сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии.
Работу форума открыл своим докладом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По справедливому замечанию Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, доклад Его Святейшества традиционно является програмным для участников Рождественских чтений.
Касаясь темы чтений, Святейший Патриарх отметил, что сегодня происходит выхолащивание понятия «традиционные ценности», поэтому необходимо сразу определить, какое значение придает церковь этому термину: «…Ценности традиционные — это те, что создаются традицией, и те, которые традицией сохраняются». Вторые – это ценности нравственные, открытые человеку Самим Богом: «Евангельское учение заключает в себе такие ценности, усваивая которые, человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога». Огромную роль в процессе передачи этих ценностей играет образование в сочетании с воспитанием, и очень важным шагом в деле развития православного образования стала возможность изучения для детей в 4 классах общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры». Его Святейшество отметил, что предполагается «поэтапное расширение преподавания курса религиозных культур и этики: вводный курс в младших классах, систематический курс в средних классах и обобщающий курс — в заключительном классе».
Далее, Святейший Патриарх коснулся документов, утвержденных Синодом в декабре 2012 года, регламентирующих деятельность воскресных школ и подготовку катехизаторов. Следует отметить, что все участники Чтений смогли ознакомиться с данными документами, получив бесплатно последний номер журнала «Православное образование» в фойе Кремлевского дворца.
По словам Его Святейшества «рождественские чтения в последние годы приобретают всё более практический характер. Во многих епархиях уже прошли региональные Рождественские чтения, являющиеся подготовительным этапом международного форума». В качестве примера таких епархий была названа и Тульская. Участники этих региональных образовательных конференций «получили возможность поделиться практическим опытом, наработками и материалами по профилю своей деятельности, внести вклад в работу Международных Рождественских чтений». (См. полный текст доклада)
После выступления Святейшего Патриарха Кирилла были оглашены приветствия Президента РФ В.В. Путина, председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, председателя Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкина и мэра Москвы С.С. Собянина. С докладами выступили министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов, министр культуры РФ В. Р. Мединский и председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Одним из важнейших вопросов, который затронул в своем докладе владыка Меркурий, стало православное образование дошкольников: «Особенно важно чтобы первое знакомство с ценностными ориентирами христианства происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда, как известно, закладываются базовые нравственные и морально-этические мотивации. Именно этим определяется приоритетность совместных предстоящих трудов Синодального отдела религиозного образования и православного педагогического сообщества на ближайшую перспективу».
Второй задачей, обозначенной председателем Синодального ОРОиК, стал вопрос о равных правах для государственных и религиозных образовательных учреждений. Далее, были освещены темы преподавания «Основ православной культуры» в светских школах, деятельности воскресных школ и катехизической работы в епархиях РПЦ. В заключение выступления владыка Меркурий отметил: «…За последние два с небольшим десятка лет, трудами православных педагогов, исходя из практического опыта церковно-государственного сотрудничества мы вплотную приблизились к завершающей стадии создания единой целостной системы религиозного образования в Русской Православной Церкви, которая, надеюсь, уже в самом ближайшем будущем найдет свое отражение в концептуальном общецерковном документе – «Образовательной концепции Русской Православной Церкви», которая готовится по благословению Его Святейшества. Главными принципами этой системы должны стать синергизм традиции и прогресса, творческое соработничество светской и церковной наук, гармония воспитания и всесторонних знаний». (См. полный текст доклада)
После доклада митрополита Меркурия, Святейший Патриарх Кирилл и министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов провели церемонию награждения лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».
Затем прозвучали выступления президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова и митрополита Волоколамского Иллариона (Алфеева).
Завершая пленарное заседание, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Дай Бог, чтобы Рождественские чтения помогли всем нам лучше понять все, что связано с главной темой этих чтений, — со смыслом, содержанием, важностью для человеческой жизни традиционных нравственных, богоустановленных ценностей! Дай Бог, чтобы это дало нам возможность поразмышлять о важности самой традиции как механизма передачи ценностей от поколения к поколению, от культуры к культуре!»
Работа чтений продлиться до 27 января. В течение этих дней пройдут заседания секций и направлений, среди которых каждый человек, несущий, или желающий нести церковное служение сможет найти такое, в котором почерпнет теоретические и практические знания, необходимые для его деятельности в епархии или на приходе. (См. программу чтений)
Фото
|