В ТГПУ им. Л.Н. Толстого на научно-практический семинар "Безопасный Интернет" приехали десятки учителей, школьников и родителей, заинтересованных в эффективном использовании всемирной сети.
Семинар был организован при поддержке правительства Тульской области. Пленарное заседание открыл помощник ректора ТГПУ им. Л.Н. Толстого по информатизации А.Н. Привалов, напомнивший, что в декабре прошлого года университет уже собирал педагогов, стремящихся эффективно использовать IT-технологии в своей работе. Теперь формат расширен: в процесс повышения компьютерной грамотности включены родители и дети.
Л.В. Честновой, маме двух тульских школьниц, тема семинара показалась очень важной:
– Моим девочкам семь и десять лет, – рассказывает Любовь Владимировна. – Они начинают активно пользоваться Интернетом, и я стараюсь оградить их от того безобразия, которое там попадается. Сейчас мы через провайдера установили на компьютере контент-фильтры и ограничили время в сети. Но боюсь, этого недостаточно, хотелось бы понять, что еще мы можем сделать.
От имени ректора ТГПУ им. Л.Н. Толстого В.А. Панина участников семинара приветствовал проректор по учебной работе К.А. Подрезов. Он подчеркнул, что Россия в XXI веке перешла на новый этап – так называемое Smart-общество. Это предполагает улучшение всех аспектов жизни людей с помощью использования ИКТ и проявляется как глобальная тенденция.
Уполномоченный при губернаторе по правам ребенка И.А. Щербакова рассказала о результатах социологических исследований. Средний возраст знакомства детей с Интернетом составляет сейчас десять лет, а родительский контроль сохраняется лишь до одиннадцати. Для подростков Интернет в первую очередь – средство коммуникации, каждый девятый ведет собственный блог. Около сорока процентов уже сталкивались с ресурсами сексуального содержания, девятнадцать видели в сети сцены насилия, шестнадцать – играли в азартные игры, реклама наркотиков и алкоголя попадалась на глаза шестнадцати процентам.
По мнению Инны Анатольевны, существует два подхода к решению этой проблемы: запреты и ограничения или просвещение и партнерство. Большинство специалистов считает очень важным развитие у детей медиаграмотности и критического мышления.
Председатель комитета Тульской области по инновациям и информатизации А.Р. Контрабаев в своем докладе остановился на нормативных актах разного уровня, которые регулируют информационную сферу. Тема безопасности в Интернете особенно актуальна сейчас, когда в нашем регионе и в стране в целом разрабатывается множество проектов, предназначенных для свободного взаимодействия всех пользователей с органами власти, социальными службами. В Тульской области это проекты "Телемедицина", организация предоставления государственных услуг, открытие многофункциональных центров.
Артур Рифович отметил, что все проекты правительства в рамках информатизации стартуют после оценки безопасности и анализа угроз. Бюджетные учреждения региона будут объединены в защищенное пространство и представлены в едином формате.
Заместитель министра-директор департамента образования О.А. Осташко подчеркнула, что Интернет - важный ресурс для развития, общения, творчества, но это окно в большой мир предназначено в основном для взрослых. Благодаря приоритетному национальному проекту "Образование" все школы России подключены к Интернету с использованием федеральной системы контент-фильтрации. Запрещен доступ к более чем трем миллионам сайтов и эта база постоянно обновляется. Для педагогов проводятся уроки Интернет-безопасности, семинары, мастер-классы. Надо помнить, что дети выходят в сеть не только из компьютерных классов, большинство делает это дома, и очень важно дать родителям необходимые знания. Семинар в ТГПУ им. Л.Н. Толстого – серьезный шаг в нужном направлении.
Руководитель епархиального отдела религиозного образования прот. Геннадий Антонов рассказал о православном сегменте Рунета. Пользователи сети в основном нерелигиозны - практически треть интересуется компьютерами, четверть отдает предпочтение развлечениям, восемь процентов следит за новостями и лишь три десятых процента заходит на сайты религиозного содержания. Но эта цифра постоянно растет, и специалисты говорят о том, что в центре политической идентичности современного человека становятся именно религиозные убеждения.
По мнению о. Геннадия, Интернет несет немало духовных опасностей. Для детей это в первую очередь азартные игры, ввергающие податливую юную душу в измененное состояние. Священник предложил не забывать, что окружающий нас мир неоднороден, человек испытывает множество влияний, часть из которых ему откровенно враждебны. Задача педагогов и родителей – разъяснять детям "что такое хорошо и что такое плохо", показывать пример трезвенного отношения к компьютеру, формировать здоровые духовные ценности и идеалы.
Благодаря менеджеру фирмы Microsoft Ю.Д. Полищук на семинаре был поднят очень важный аспект IT-сферы: использование лицензионного программного обеспечения. На вопрос Юлии Дмитриевны о том, приходилось ли кому-то устанавливать на свои компьютеры лицензионный продукт, положительно ответили единицы. Но использование пиратского ПО – серьезная угроза безопасности компьютера, потери конфиденциальной информации, персональных данных. С другой стороны, постоянно обновляемая лицензионная операционная система значительно снижает опасность заражения компьютера вирусами, а кроме того, содержит встроенный родительский контроль.
Увлекательные и полезные реальные альтернативы виртуальной жизни представила аудитории заместитель начальника отдела комитета Тульской области по спорту и молодежной политике И.Л. Дедкова, а о пресечении противоправных действий в Интернете рассказал заместитель начальника отдела УМВД подполковник М.С. Стрельников.
На второй части семинара аудитория разделилась: педагоги приняли участие в мастер-классах, родители – в обучающем семинаре, а школьники прошли тренинги с аспирантами и студентами.
По мнению зав.кафедрой информационных технологий ТГПУ им. Л.Н. Толстого профессора А.Н. Привалова, в школах необходимо обеспечить безопасный выход в Интернет, защитить все ЭВМ и персональные данные. Кроме того, в регламенте работы с сетью обязательно должен быть раздел о правах и обязанностях учащихся. Желательно создать памятку для школьников и завести журнал, в котором фиксировалось бы использование Интернета на уроках.
Доцент кафедры информационных технологий Ю.И. Богатырева познакомила родителей с симптомами интернет-зависимости. Среди них слишком частая проверка почты, еда перед монитором, потеря ощущения времени, игнорирование учебы и домашних обязанностей, отказ от сокращения времени пребывания в сети, усталость и подавленность. По мнению специалистов зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями.
Студентка факультета математики, физики и информатики Юлия Липатова научила школьников распознавать основные виды интернет-мошенничества: фишинг (получение доступа к логинам и паролям), предложение несуществующих интернет-магазинов, отправка платных SMS на короткий номер, "липовые" лотереи, троллинг.
Каждая из категорий участников семинара получила максимум полезной информации, что позволяет надеяться на общее улучшение ситуации в регионе: наши подростки благодаря совместным усилиям властей, педагогического сообщества и родителей будут ограждены от негативных влияний, имея все преимущества быстрого и качественного Интернета.
|