28 мая 2013 года в ТГПУ им. Л.Н. Толстого открылась Международная научно-практическая конференция "Университеты мира как центры научных исследований". Ученые из разных стран обсудили актуальные проблемы вузовской науки, интеграции российских университетов в мировое пространство, международного сотрудничества в различных областях знаний.
Участников форума приветствовали министр образования Тульской области Д.В. Бычков и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии протоиерей Геннадий Антонов. О. Геннадий отметил, что формирование поликультурной среды – одна из важнейших задач современного общества:
– Мир не становится единым, – подчеркнул о. Геннадий. – Как это ни парадоксально, но глобализация ведет к обновлению и возрождению национальных языков и культур. Соответственно, и образование должно становится полиэтническим, поликультурным.
Открывая пленарное заседание, ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого, доктор физико-математический наук, профессор В.А. Панин подчеркнул, что конференция начинает череду юбилейных мероприятий в год 75-летия ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Он отметил, что одним из факторов успешности современного университета и критерием оценки эффективности его деятельности становится именно международное сотрудничество, а ТГПУ им. Л.Н. Толстого входит в Международную ассоциацию университетов при ЮНЕСКО, сотрудничает с вузами Болгарии, Ирландии, Германии, Китая, Польши, США, Франции, Японии, Италии, Вьетнама.
Доклад В.А. Панина был посвящен участию университета в проекте "Тюнинг России". Первая часть проекта была завершена в конце прошлого года, а в скором времени в России откроются "тюнинг-центры", где "настройка" образовательных программ внутри европейского пространства будет реализовываться на практике. Один из таких центров создается на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Владимир Алексеевич поблагодарил всех, кто принял участие в этой серьезной и ответственной работе, направленной на реализацию задач Болонского процесса. Он отметил, что именно знания занимают центральное место в постиндустриальном глобальном обществе, а значит, высшая школа в новую эпоху должна отвечать на вызовы времени, обеспечивать гибкость образовательного процесса.
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, депутат Государственной Думы VI созыва, заместитель председателя Комитета по образованию Н.А. Шайденко раскрыла сущность интернационализации высшего образования в современном мире и рассказала о том, как этот процесс шел в нашей стране.
– Большинство из нас помнит времена, когда советские ученые практически не имели доступа к зарубежным источникам, работали за "железным занавесом", – сказала Надежда Анатольевна. – В Европе процесс интеграции высшей школы начался в 80-х годах, а мы смогли присоединиться к нему только в 90-х. Концепция экспорта образовательных услуг появилась лишь несколько лет назад, но процесс развития академической мобильности идет достаточно активно.
Генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг посвятил свой доклад важности создания открытого доступа к библиотечно-информационным ресурсам. Именно открытый доступ он назвал одним из двигателей науки и образования, но отметил, что процесс идет достаточно сложно.
Проблемам геронтологии и различным подходам к их решению был посвящен доклад доктора наук, магистра социальной работы, профессора Университета Прибрежной Каролины (США) Вильяма И. Хиллс. Американский ученый подчеркнул, что старение населения ставит единые проблемы перед всеми странами. Объединение усилий вузов позволяет находить эффективные решения, что видно из опыта реализации совместного проекта Университета Прибрежной Каролины и ТГПУ им. Л.Н. Толстого. О современных тенденциях психолого-педагогических исследований в софийском университете св. Климента Орхидского рассказала профессор этого вуза, доктор педагогических наук, президент Ассоциации профессоров славянских стран Емилия Рангелова. Доктор педагогических наук, профессор Белгородского государственного института искусств и культуры В.Н. Введенский предложил участникам пленарного заседания обсудить развитие миссии университетов при переходе от моностилистической и полистилистической культуре.
Дискуссии по этой и другим темам продолжились в рамках девяти секционных заседаний и круглого стола "Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде".
Мария Носкова
|