Отдел религиозного образования и катехизации Тульской епархии

«Основы православной культуры» через призму богословских дисциплин Церкви

02.11.2013

/

1 ноября 2013 года в стенах ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» в рамках сотрудничества Отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии и «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы православной культуры»» были прочитаны лекции для учителей, преподающих модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Тулы и Тульской области.
От Отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии с лекциями выступили: председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии, протоиерей Геннадий Антонов, настоятель храма святителя Алексия города Тулы; диакон Алексей Иванов сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии, соискатель степени кандидата богословия (ПСТГУ) и преподаватель Епархиальных катехизаторских курсов Иванова Елена Игоревна, соискатель степени кандидата богословия (ПСТГУ).

Руководитель Епархиального отдела образования протоиерей Геннадий Антонов свою лекцию посвятил основам вероучения. Отец Геннадий рассказал о Символе веры и его значении в жизни христианина, как способствующего приобщению к духовной реальности Царства Непоколебимого: «Об этой связующей миссии Никео-Цареградского Символа свидетельствует и то место, которое отводится исповеданию веры в православном Богослужении: торжественное провозглашение веры крещаемым предшествует ключевому моменту Крещения – вхождению в купель, а пение Символа веры предваряет самую важную часть Литургии – Евхаристический канон. Следовательно, с точки зрения Православия принятие вероучения Церкви, выраженного словами Никео-Цареградского Символа, является необходимым условием для соединения с Богом». Далее отец Геннадий подробнее рассказал о каждом из 12 членов Символа веры.
Следующий преподаватель, диакон Алексей Иванов посвятил свою лекцию теме «Священная история Ветхого и Нового Завета и методика ее изучения на занятиях по предмету "Основы православной культуры"». Отец диакон отметил: «Жизнь современного человека сложна, и часто подобна незнакомой тропинке среди тёмного леса, которую путник пытается преодолеть глубокой ночью. Он может пройти этот непростой путь, только если в руках его горит яркий фонарь. Этим фонарём, освещающим тьму житейской ночи для христианина является Библия. Но чтобы просветить светом этой Книги свою жизнь, необходимо не просто читать Библию, но и жить в соответствии с тем, что заповедал в ней Бог.

То, что зафиксировано в Священном Писании, - продолжил отец Алексий, -не всегда и не сразу можно верно постичь. Недаром существует множество христианских сект. Как писал Карел Чапек: "Есть несколько способов разбивать сады; лучший из них – поручить это дело садовнику". Поэтому и толкованием Священного Писания должны заниматься специалисты. Для православных это те, кто своей жизнью подтвердил правильность своего понимания Библии – это святые».
Затем диакон Алексий прочитал вводную лекцию по истории Ветхого и Нового Завета, дал рекомендации по вопросам самостоятельного изучения Священного Писания, а так же рассмотрел традиционные методы толкования Библии.
Отец диакон ответил на вопросы педагогов: «В чём принципиальное отличие Священной истории Ветхого Завета от истории Нового?», «Почему необходимо изучать Священную историю Ветхого Завета?», «Что объединяет Ветхий Завет и Новый?», «Какой основной педагогический урок должны вынести школьники, познакомившись с Библией?».

Следующая лекция Елены Игоревны Ивановой была посвящена теме «Иконоведение» и сопровождалась показом презентации. Елена Игоревна начала словами: «Если мы откроем учебник отца Андрея Кураева, то мы почти на каждой его странице увидим иконописное изображение. И это не случайность: икона, по-русски «образ», является зримым выражением православной веры, несет благую весть, недаром икона традиционно называется «Евангелием для неграмотных». При этом она наглядно показывает не только то, во что верят христиане, но и зримо свидетельствует о том, каков должен быть путь христианина к цели его жизни – Небесному Царству, а путь этот состоит в преображении себя силой Божией благодати, свет которой пронизывает всё пространство иконы.
Икона сопровождает христианина во всех обстоятельствах его жизни. Он обращается к ней с молитвой в храме, возжигает свечу перед домашним иконостасом, берет с собой в путешествие и даже может носить на груди вместе с Крестом. Такое важное значение иконы в жизни христианина, безусловно, связано не только с тем, что она является видимым свидетельством Воплощения Бога Невидимого, Иисуса Христа, которого верующий призван любить всей душой, но и с тем, что она по меткому выражению отца Павла Флоренского – "окно в иной мир". Поэтому, молясь перед иконой, христианин предстоит непостижимому живому Богу, а иконописный образ является только знаком Его присутсвия».
Далее, преподавательница катехизаторских курсов кратко рассказала педагогам об истории иконописи, об основных типах христианских изображений, храмовом иконостасе и значении отличительных особенностей иконописного изображения.
По завершении мероприятия педагоги «Основ православной культуры» поблагодарили лекторов и попросили чаще приходить и рассказывать о Православии.

Диакон Алексий Иванов
Иванова Елена

Фото


Назад


Поиск



  Искомое.ru




Если Вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.