20 ноября 2013 года председатель отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии протоиерей Геннадий Антонов принял участие в работе Всероссийской научно-практическая конференции «Актуальные вопросы социализации детей с трудностями в социальной адаптации на основе использования воспитательной компоненты программ дополнительного образования детей», проходившей в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н.Толстого.
Доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, представили разные подходы к актуальной теме.
Конференцию открыл проректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого по научно-исследовательской работе. Он подчеркнул, что очень важно создать пространство для обсуждения прикладных аспектов работы педагогов и психологов:
– Мастер-классы, круглые столы и интерактивные площадки, организованные в ходе конференции в нашем университете и других образовательных учреждениях, дают профессионалам уникальную возможность обменяться опытом, обсудить современные методики и технологии, проанализировать результаты работы.
Л.В. Нугаева, специалист департамента образования, приветствовала участников конференции от имени министерства образования Тульской области.
– В этом году мы отмечаем 95-летие системы дополнительного образования в России. Столь значительный срок позволяет говорить о больших традициях. Учреждения такого рода всегда были открыты для любых детей. Стратегия нашего времени – формирование единой воспитательной системы.
Благословение от митрополита Тульского и Ефремовского Алексия и пожелания успешной работы передал руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Геннадий Антонов. Священнослужитель подчеркнул, что большой потенциал заложен в интеграции светского и духовного образования:
– Новое время дает нашим детям новые возможности. Они коммуникабельны, практичны, активны, открыты миру. Но при этом часто много заботятся о внешнем, пренебрегают культурой и духовностью. С связи с этим можно говорить о большом потенциале объединения усилий педагогического сообщества и Церкви. Интеграция возможна в сфере художественного творчества, экологического воспитания, краеведения, организации семейных праздников.
Директор Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи доктор психологических наук, профессор Н.Ю. Синягина поблагодарила организаторов конференции за возможность активного диалога и обсуждения самых актуальных проблем в профессиональной среде. Ее доклад «Дополнительное образование: возможности социализации детей с трудностями в социальной адаптации» был посвящен необходимости создания системы социального партнерства вокруг «трудного» ребенка.
– Наши исследования показывают, что значительная часть детей не имеет ярких способностей, плохо представляют свое будущее, у них нет устойчивых интересов. Именно система дополнительного образования может предложить разные возможности для выявления склонностей конкретного ребенка.
Начальник инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования Н.Е. Орлихина представила социально-педагогический проект Тульской области «Пространство детства: современность и будущее».
– Наша задача - объединение традиций и инноваций, сохранение всего лучшего, что есть в отечественной педагогике. Для этого приходится решать разные задачи, в том числе, закрепление молодых кадров в системе дополнительного образования, просвещение родителей, обновление содержания. Уже сейчас в проекте участвуют 42 учреждения из 21 муниципального образования.
Наталья Евгеньевна отметила, что перед всеми участниками проекта стоит задача выхода в социум, ведь система дополнительного образования должна работать вместе с общественными организациями, школой, родительским сообществом.
О том, что может сделать Русская Православная Церковь для социализации молодежи, говорил протоиерей Вячеслав Ковалевский, руководитель отдела по работе с молодежью Тульской епархии. Он отметил, что Церковь находится в постоянном поиске новых форм взаимодействия с подрастающими поколениями. Уже накоплен позитивный опыт воспитания ребят в здоровой среде, которая формирует полноценную личность.
Использовать для адаптации детей средства искусства предложила заместитель директора московского Центра исследования проблем воспитания Т.Ю. Райфшнайзер. Она привела примеры благотворного влияния творчества на процесс социализации, отметила важность выявления склонностей детей.
Профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ТГПУ им. Л.Н. Толстого О.П. Панфилов сделал акцент на том, что важно учитывать все стороны жизни ребенка. Физическое развитие – необходимое условие успешной социализации.
О том, как работают с детьми в Центре детского творчества города Щекина рассказала его директор Т.В. Широкова. В центрах, студиях, объединениях и кружках занимается более двух с половиной тысяч мальчиков и девочек. Педагоги стараются не только увлечь ребят конкретным делом, но и формируют у них внутренний стимул к обучению.
Пресс-служба ТГПУ
|