8 декабря 2017 года в стенах Тульской духовной семинарии в рамках XII Областных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества».
Мероприятие было организовано отделом религиозного образования и катехизации Тульской епархии, Тульской духовной семинарией, Частной образовательной организацией высшего образования-ассоциацией «Тульский университет» (ТИЭИ) и Тульским государственным педагогическим университетом имени Л.Н.Толстого.
В работе круглого стола приняли участие священнослужители Тульской епархии, педагоги образовательных организаций, ученые, студенты, семинаристы, штатные помощники благочинных и настоятелей по религиозно-образовательному и катехизическому служению, учителя воскресных школ.
В начале мероприятия протоиерей Геннадий Антонов, председатель епархиального образовательного отдела поприветствовал собравшихся и передал им слова благословения Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского.
Затем к участникам круглого стола обратился первый проректор Тульского университета (ТИЭИ) Соколов Владимир Владимирович: «Рождественские чтения – очень важное событие, которое позволяет нам очень серьезно и глубоко посмотреть на духовно-нравственное развитие нашего общества, нашей молодежи, взглянуть в наше прошлое, а самое главное вложить свою пусть небольшую, но очень важную лепту в единение нашего государства, нашего народа. Сегодня будут подняты очень важные темы в докладах участников. Я хочу пожелать всем успешного выступления, которое может стать началом большой научной работой на пользу нашего Отечества».
После этого состоялось награждение победителей регионального этапа конкурса детского творчества, приуроченного к 100-летнему юбилею Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона и Всероссийского Церковного Собора.
Далее, в докладе студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого Кобер Галины Алексеевны, Матющенко Яны Владимировны «Особенности организации процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в современной системе образования», было отмечено, что «воспитательной целью является развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих нравственный портрет школьника». Это, прежде всего любовь к своему народу, своему краю и своей Родине, уважение и принятие ценности семьи и общества, любознательность, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательность. Для развития этих качеств необходимо ставить конкретные задачи, заключающиеся в том, чтобы помочь ребенку принять определенные правила, идеи, как важные обоснования при выборе поступков. Таким образом, перечнем воспитательных задач становиться перечень ценностей, которые ребенок должен присвоить. При этом сегодня перед учителем и родителями стоит очень важная проблема: с задачами воспитания полноценно может справиться только общество в целом, но, к сожалению, информационный мир (СМИ, интернет, реклама) агрессивен по отношению к детям и его воздействие противоположно целям воспитания.
В выступлениях студентов Дарьи Воронковой, Ильмиры Гаммовой, Олеси Безденежных, Виктории Петровой, Ирины Михайловой, Анастасии Макаевой, Анны Шайхисламова, Анастасии Климовой освещались вопросы, духовно-нравственных основ воспитания в современной системе образования, обоснования актуальности введения курса ОРКиСЭ в современную систему образования и проблемы нравственного выбора в современности.
Студент Тульской духовной семинарии Матвей Макашов постарался показать в своем докладе «Нравственное влияние музыки на внутренний мир человека», что музыка не является этически нейтральной, её воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Примером нравственно чистого источника является музыка церковная: «Церковное пение служит средством эстетического воспитания, способствует развитию любви и сострадания к человеку, помогает раскрыться таким чувствам, как милосердие, доброта, благородство».
Следует отметить, что все выступавшие семинаристы постарались оценить явления и проблемы современности в свете Священного Писания и творений святых отцов. Неудивительно, что центральной нитью, проходящей через все доклады, стал вопрос исполнения двух главных заповедей о любви к Богу и ближнему. Так Валентин Елисеев, посвятивший свое выступление влиянию нравственных ценностей на будущее человечества отметил: «Любовь – это жертва своим покоем, комфортом. А любим мы в первую очередь себя. Есть такая заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», поэтому любить себя и желать себе того, что действительно ценно, неплохо. Но мы не просто любим себя – мы себя обожаем, поклоняемся себе, своим страстям. А следствием такого поклонения является грех гордости. Гордый человек не способен принять критику и увидеть свои слабости. С такими людьми очень сложно общаться, и тем более – строить семью. Но если человек старается жить по Евангелию, он начинает видеть свои недостатки и понимать, что сам он, без помощи Божией, не в силах исправиться».
Сакович Георгий в докладе «Деградация личности в современном мире» подчеркнул: «При дефиците общения, любви и понимания каждый может чувствовать себя никому не нужным. Деградировать порой начинают и вполне успешные люди. Но остановить этот процесс можно, для этого нужно переключиться с себя, со своих переживаний на других людей, начать заботиться о ком-то. Спасение – в любви к Богу и ближнему, в стремлении руководствоваться Евангельскими заповедями в повседневной жизни».
Именно тема заповедей о любви стала центральной в докладе «Духовно-нравственные основы формирования личности в трудах архимандрита Софрония (Сахарова)» Елены Игоревны Ивановой, сотрудницы отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии, старшего преподавателя кафедры истории и археологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Она отметила, что в творениях подвижника благочестия, ученика преподобного Силуана Афонского отца Софрония важное место уделяется формированию личности христианина, которая достигает богоподобия, только в совершенстве любви по образу Святой Троицы. Эта любовь в земных условиях, где человеческие личности склонны после грехопадения к эгоистическому образу бытия, сопряжена со страданием. Недаром старец Силуан говорил: «Молиться за людей – кровь проливать».
«Поэтому молитва за мир в поздних произведениях архим. Софрония называется Гефсиманской, - продолжила сотрудница епархиального образовательного отдела, - как связанная с болезненным страданием и плачем за весь мир. Через молитву Гефсимании, позволяющую жить единую жизнь многоипостасного человечества, человек раскрывается как личность. Эта молитва существует от сотворения мира, в ней преодолеваются границы времени и пространства, ибо она распространяется от Адама до последнего человека перед концом света и именно ею держится до сих пор мир».
Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права «Тульского университета (ТИЭИ)» Александр Владимирович Хромых посвятил своё выступление нравственно-политическому памфлету Михаила Щербатова «О повреждении нравов в России XVIII века», написанному «в назидание потомству». Произведение построено на противопоставлении современного автору упадка общественной морали (разрушение традиционной семьи, исчезновение понятие долга, чести, дружбы, верности Отечеству и государю) идиллическим картинам обычаев и нравов допетровской Руси.
В заключение мероприятия после обсуждения и обмена мнениями были подведены итоги круглого стола. Было отмечено, что с каждым годом на Рождественских чтениях все больше внимания уделяется практике, ведь именно практика позволит сохранить традиционные ценности и передать их будущим поколениям.
Протодиакон Алексий Иванов
Фото
|