Отдел религиозного образования и катехизации Тульской епархии

Слово митрополита Алексия участникам XIII Образовательных чтений Центрального Федерального округа

16.10.2018

Ваше Превосходительство, уважаемый Алексей Геннадьевич.

Ваше Преосвященство, боголюбезнейший владыка Серафим.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры, представители всех регионов Центрального Федерального Округа России!

Словом мира и любви о Христе православная Полнота Тульской митрополии через мою мерность имеет честь приветствовать всех гостей Богоспасаемого города – героя Тулы и участников ежегодных Образовательных чтений Центрального Федерального Округа России, с 2006 года совместно проводимых Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Министерством образования и науки. В рамках мероприятия по традиции состоится награждение победителей II (межрегионального) этапа 13-го ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Чтения проходят в целях сохранения и преумножения исконных культурных, нравственных, патриотических ценностей и укрепления духовного единства жителей нашего родного Отечества на тему «Молодежь: свобода и ответственность».
Это дает нам возможность выявить свое единодушие с будущими XXVII Международными Рождественскими образовательными чтениями — крупнейшим в современном мире Вселенского Православия церковно- общественным форумом, который, как всегда, пройдет в Москве, на сей раз 22-25 января 2019 года. В наших Чтениях принимают участие более 500 человек: учителя школ, педагоги и воспитатели учреждений дошкольного и дополнительного образования, православных гимназий, монастырских и приходских воскресных школ, а так же ректоры и преподаватели высших учебных заведений, ученые, представители государственных и муниципальных органов власти, духовенство, представители родительской общественности, СМИ.
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском смыслов человеческой жизнедеятельности. По мнению светских и либеральных философов «Свобода» — это возможность поступать так, как хочется, полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей. По мысли религиозных любомудров ядро свободы — это разумно - предпочтительный выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением конкретного челове­ка, диапазон которого зависит как от генетической наследственности, так и от голоса совести, внутреннего нравственного императива и от условий его реализации в сложившихся формах обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе. Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью осознанно предпочтительно выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на объ­ективных свойствах и отношениях людей, на закономерностях окружающего мира, возвещающего и проповедающего своего Творца, и Бога (Пс. 18, 2). «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20) и «Он достоин тем большей славы.., чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо, а устроивший всё есть Бог» (Евр. 3, 3-4), призывающий созданных Им по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26) людей: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32), ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3, 17). Свобода есть там, где человек осуществляет богосообразный разумный предпочтительный выбор, порождающий ответственность личности перед Создателем, людьми и мирозданием за принятое решение и поступки, являющиеся следствием сделанного выбора. Свобода и ответ­ственность — две неразрывные стороны сознательной деятельности че­ловека.
Ответственность как социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризует объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований по достижению идеала жизнедеятельности и принимается человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков в осуществлении доброхотно-избранного идеала. Регулятором подобного поведения является совесть, стремящаяся к своему утверждению в духовно – нравственной традиции семьи, народа, общества и религии.
Только богоподобная, и в силу этого, свободная и ответственная личность может полно­ценно доброкачественно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой творческий потенциал в максимальной радостоносной и жизнеутверждающей степени во славу Божию, на радость людям, на благо и пользу обществу и государству.
Святоотеческая мысль говорит нам, что свобода и нравственность — находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества. Сегодня на наших глазах, в глобальных масштабах, к сожалению, продолжается дехристианизация жизни, расчеловечение ее. Осуществляется губительный разрыв взаимосвязи прав человека, нравственности и духовности. Это наблюдается в законодательном оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека и широкой популяризации их приоритета над обязанностями. Традиционная мораль не имеет прежнего значения, и пагубное предпочтение вседозволенности над чувством долга, лживо обещая свободу, порабощает своих приверженцев и особенно не устойчивую от отсутствия достаточного жизненного опыта молодежь непреодолимому мучительному рабству страстям и деструктивным зависимостям. Христоподобная же нравственность выявляет собой движимую дыханием Святого Духа человеческую свободу (2 Кор. 3, 17), реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя по Божией заповеди ради блага и пользы других личностей, обеспечивает жизнеспособность и конструктивное развитие общества, его единство. Разрушение же богоданных и богосообразных нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма способно принципиально исказить мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, — самостоятельного места в истории. Как свидетельствует опыт прошлого, в жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам.
Наши чтения заботливо обращены к молодежи, преемственно от старших поколений вступающей на путь ответственности перед прошлым и будущим за историческую судьбу России и такого цивилизационного феномена в мировом содружестве наций, как Русский мир. Поэтому чтения посвящены обширному кругу современных педагогических проблем: эффективности различных форм взаимодействия государственных, общественных и церковных структур в воспитании подрастающего поколения на нравственных идеалах традиционной духовности; содержательному и методическому инструментарию передачи базовых культурных национальных ценностей обучающимся различных видов образовательных учреждений; синтезу православной и светской педагогик при реализации федеральных государственных образовательных стандартов; формированию профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих духовно-нравственное становление личности школьников и студентов; роли культурно-образовательной среды в организации воспитательной работы с будущими педагогами, в формировании их духовно-нравственного облика; и утверждения гражданской идентичности в процессе трансляции традиции от старшего поколения молодежи. В последнее десятилетие повсеместно значительно укрепились и расширились связи между государственными органами в области образования и профильными структурами Русской Православной Церкви в осуществлении процессов духовно-нравственного воспитания, что несомненно приносит свои добрые плоды и способствует стабильности в обществе. Все мы можем свидетельствовать о востребованности и возрастающем интересе к изучению нашей традиционной культуры и тех духовных корней, которые явились основой для ее развития. При этом необходимо отметить благотворное влияние предмета ОПК на нравственное состояние учащихся, рост их ответственности в выборе гражданской и патриотической позиции.
Позвольте вседушевно поблагодарить настоящее высокое собрание и всех наших единомышленников за деятельное, активное участие в решении стоящих перед нами задач и святых целей, пожелать благих успехов в предстоящей нам работе по формированию и осуществлению программно-целевого подхода во взаимодействии государственных, общественных и церковных структур ЦФО в различных сферах общественной жизни современной России. Благодарю за внимание.



Назад


Поиск



  Искомое.ru




Если Вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.