Комплексно-целевой подход к осуществлению государственно-конфессиональных отношений в сфере образования
Информация председателя комитета по образованию администрации Муниципального образования Ленинский район Канина Алексея Николаевича на образовательном семинаре «Осуществление взаимодействия государства и Церкви в сфере образования в Тульской области как субъекте Российской Федерации» 12 декабря 2009 года.
Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемые участники семинара!
Сегодня восстановление традиционной духовности и нравственности является приоритетной задачей всего нашего государства, его институтов, народа и каждого человека. Безусловно, это диктуется реалиями времени. Дети – будущее России, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы заложим в них.
Отсутствие духовного развития в 90е годы ушедшего столетия привело к нравственному опустошению. Практически исчезли слова:
- Добро – как источник радости, мира и согласия в душе,
- Покаяние – как отречение от зла,
- Милосердие – как милость в сердце,
- Благодать – как добрые дела и любовь к ближнему.
Люди все больше становились нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу.
Поэтому не случайно, что Президент Российской Федерации Дмитрий Анатолиевич Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года отметил, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития страны, как политическая и экономическая стабильность».
21 ноября 2009 года на телеканале «Россия» вышел специальный выпуск программы «Национальный интерес». Отвечая на вопросы ведущего Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказал всем нам крайне важную мысль «Главная идея, с которой Церковь обращается к обществу в связи с модернизацией, заключается в том, что, модернизируя надстроечные ценности, мы должны сохранять и укреплять фундаментальные ценности. Всякая модернизация должна включать нравственное измерение. Нравственность есть условие выживания человеческого общества. Мы должны понимать: нравственность есть непременное условие человеческого счастья и непременное условие выживания социума».
А кто, как не Церковь и образование, являясь хранителями нравственных ценностей, участвуя в формировании государственно-конфессиональных и общественно-конфессиональных отношений, способны сохранить и привить подросткам и молодежи многовековые духовные и нравственные традиции нашего народа.
На рубеже XX-XXI веков система духовно-нравственного воспитания школьников в Ленинском районе начала складываться с обращения к наследию нашего великого земляка Алексея Степановича Хомякова – известного общественного деятеля, основоположника славянофильства, идеолога православия, философа, поэта, публициста, великого патриота России. Только такая большая яркая личность могла сподвигнуть администрацию района, педагогическую и культурную общественность обратиться к неизменным ценностям духовно-нравственного просвещения и воспитания.
Первым шагом на пути возрождения традиционных духовных ценностей стало открытие доступа в храмы – одно из важных необходимых условий для духовного возрождения. И наш район сделал немало полезного в возрождении святынь своей малой Родины. Часть православных храмов была восстановлена, часть построена заново. Все это – результат совместных усилий церкви, администрации района и его жителей. Ни одно крупное, воспитательное мероприятие духовно-нравственной или патриотической направленности не проходит сегодня без участия православных священников.
Вторым, не менее важным шагом, явилось сохранение и восстановление архитектурного ансамбля усадьбы рода Хомяковых «Богучарово», внесённой Указом Президента Российской Федерации в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
В 2005 году на базе усадьбы «Богучарово» было создано уникальное муниципальное учреждение культуры «Историко-художественный музей А.С.Хомякова». В музее проводятся консультации в написании рефератов, курсовых работ, конкурсных творческих работ, исследовательских работ, сочинений, связанных с творчеством и наследием А.С.Хомякова. Методическая литература помогает школьникам, студентам, учителям готовить сообщения, рефераты, литературные гостиные, участвовать в викторинах и конкурсах по истории края, наследию А.С.Хомякова и его эпохи.
В Каминном зале музея ежегодно проводятся детские конференции, театрализованные пасхальные и рождественские представления, конкурсы, викторины, интерактивные занятия. Музей, развивая музейную педагогику, работает совместно с членами Хомяковских залов общеобразовательных школ района.
Изучение наследия А.С.Хомякова, исследовательская деятельность учащихся и педагогов переросли в обширное краеведческое движение по изучению прошлого и настоящего нашего района. Задачи развития православно- краеведческого просвещения решались путем вовлечения школьников в самостоятельную исследовательскую работу через участие в различных конкурсах: общероссийских, областных, районных, позволяющих учащимся проявить свои знания, самостоятельность мышления, творчество, уметь работать с историческими документами.
Одним из важных направлений реализации муниципальной программы духовно-нравственного просвещения школьников является поддержка и финансирование историко-культурного и социально-педагогического проекта «Святыни родного края», разработанного муниципальным учреждением дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий.
Идея проекта – создание муниципальной инновационной сети исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе изучения родного края в ходе посещения православных, историко-культурных и литературных мест района.
Уже четыре года подряд в рамках данного проекта летом организуются краеведческие исследовательские экспедиции школьников, отснятые фото и видеоматериалы ежегодно становятся победителями областного конкурса «Тульский край – земля родная», пополняя фонды архивов школьных музеев и архива Ленинского района.
Не первый год на базе образовательных учреждений функционируют профильные лагеря «Славянофил» и «Юный краевед», которые позволяют организовать дополнительную познавательную деятельность для детей в летний каникулярный период. Это встречи с краеведами, лекции о жизни и деятельности А.С.Хомякова, посещение родовых усадеб А.С.Хомякова «Богучарово» и «Обидимо», поездки в рамках краеведческой тропы «К Святым местам».
И все же если мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Многим видится выход из создавшегося положения в первую очередь в обращении к нравственным ценностям православия. Во все6 времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни.
Первоначально педагоги района знания о Православии включали в школьные курсы литературы, истории, мировой художественной культуры и другие учебные предметы общеобразовательной школы.
Постепенно в образовательных учреждениях накапливая опыт изучения основ Православия. С 2000 года в районе введен курс «Основы православной культуры». Параллельно с введение курса была создана творческая группа преподавателей православной культуры, которая сегодня организует встречи учителей по обмену опытом, разрабатывает свои варианты программ, проводит семинары и педагогические мастерские с участием священнослужителей, настоятелей храмов, действующих на территории нашего района, где обсуждаются волнующие учителей вопросы, особенности методики преподавания курса.
Сегодня курс «Основы православной культуры» ведется во всех общеобразовательных школах района. С гордостью можно отметить то, что, несмотря на растущий интерес к изучению данного курса в других районах Тульской области, из 120 школ области, в которых ведется преподавание курса «Основы православной культуры» - 25 школ Ленинского района, из 2,5 тысяч школьников, изучающих курс – более 650 – учащиеся общеобразовательных школ нашего района. Сегодня все школы района полностью обеспечены учебной, программно-методической и справочной литературой. Педагоги района уже не первый год принимают участие в работе научно-практических конференций и форумов по духовно-нравственному воспитанию (Рождественские международные образовательные чтения, организуемые Московской Патриархией и Министерством образования Российской Федерации, Глинские чтения), вначале только в качестве слушателей, а сегодня и в качестве докладчиков и экспертов, с успехом представляя свой опыт работы.
Трудно переоценить роль православного краеведения в духовно-нравственном воспитании личности. Изучая и исследуя территорию своего края, своей малой Родины, традиции, обычаи, жизнь и деятельность людей, способствующих развитию духовной и материальной культуры России, ученики преображаются, у них появляется стремление к самосовершенствованию, появляется чувство гордости за своих предков, желание быть похожим на них. Вряд ли такие дети будут способны на безнравственный поступок.
Накопленный опыт позволил не только систематизировать работу по духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей, но разработать и принять на муниципальном уровне в 2007 году муниципальную целевую программу «За духовное и нравственное здоровье детей», целью которой является «духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через создание социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности». И, подводя сегодня итоги трехлетней реализации муниципальной целевой программы «За духовное и нравственное здоровье детей», необходимо прежде всего отметить, что программа поставленную перед ней цель достигла.
В рамках реализации муниципальной целевой программы:
Во-первых, учреждены четыре муниципальные экспериментальные площадки по проблемам духовно- нравственного воспитания на базе трех общеобразовательных школ – Богучаровской средней общеобразовательной школы (директор – Федосов Владимир Николаевич), Обидимской средней общеобразовательной школы (директор – Бондарец Вера Степановна), Петелинской средней общеобразовательной школы (директор – Манохина Ольга Ивановна) – и муниципального учреждения дополнительного образования детей Центр детско- юношеского туризма и экскурсий (директор – Давыдов Илья Александрович).
Финансирование деятельности муниципальных базовых площадок позволило:
- создать постоянно функционирующий литературный салон в Богучаровской средней общеобразовательной школе,
- создать постоянную выставочную экспозицию «Общественно- политическая жизнь России в 60-70х годах XIX века и А.С.Хомяков» в Обидимской средней общеобразовательной школе,
- укрепить материально-техническую базу детской хоровой студии «Благовест» и разработать образовательную программу «Введение в духовную отечественную традицию» в Петелинской средней общеобразовательной школе,
- реализовать Центру детско-юношеского туризма и экскурсий историко-культурный и социально-педагогический проект «Святыни родного края».
Опыт работы названных муниципальных площадок был успешно представлен 19 марта 2009 года на Российской научно-практической конференции «Результативность и эффективность воспитания: от администрирования к управлению».
Во-вторых, создан районный научно-методический центр по духовно-нравственному воспитанию на базе муниципального учреждения дополнительного образования взрослых «Районный методический центр» (заведующая – Володина Светлана Михайловна). Каждая школьная библиотека на сегодняшний день благодаря действующей муниципальной целевой программе получила подборку литературы духовно-нравственного содержания, создана районная библиотека православной литературы. В 2008 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II каждая общеобразовательная школа в свою библиотеку получила уникальное издание – 11-томник «История Русской Православной Церкви».
Участие в различных конкурсах, вдумчивые, кропотливые исследования учащихся и учителей Ленинского района позволили издать в 2005 году уникальный сборник краеведческих исследовательских работ «Возвращаясь к истокам», в 2007 году вышло второе издание этого сборника, а 13 мая 2009 года состоялась презентация третьего сборника. Сегодня сборники «Возвращаясь к истокам» есть в библиотеке каждого образовательного учреждения, что также дает возможность учащимся знакомиться с ними и использовать в учебном процессе.
Проводимая центром просветительская работа по духовно-нравственному воспитанию не остается незамеченной и на областном уровне. Уже второй год подряд заседания областных Рождественских образовательных чтений проходили на территории нашего района (в 2008 году – итоговое, в 2009 году секционное).
Не менее важным результатом становиться участие педагогов общеобразовательных школ района во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Так, в 2008-2009 учебном году одним из победителей регионального этапа конкурса стала преподаватель курса «Основы православной культуры» Иншинской средней общеобразовательной школы им. Л.Н.Толстого Крючкова Наталья Васильевна. Опыт работы системы образования Ленинского района в вопросах духовно-нравственного воспитания получил внимание и одобрение на всероссийском форуме в Ярославле.
В-третьих, не менее важным результатом реализации муниципальной целевой программы «За духовное и нравственное здоровье детей» является поддержка ее конкурсной составляющей, различных конференций, фестивалей, конкурсов, олимпиад и выставок.
В рамках реализации названной муниципальной целевой программы получили дальнейшее развитие традиции проведения Хомяковских чтений на территории Ленинского района, совместные научно-практические конференции учащихся школ района, писателей России, ученых и студентов ведущих Тульских университетов, потомков А.С.Хомякова.
Ежегодно в мае, в рамках недели А.С.Хомякова, проводится традиционный муниципальный праздник «Хомяковские дни в Богучарово». С 2005 года в рамках этого праздника в храме Сретения Господня, проводится Областной фестиваль духовной музыки, неизменным участником которого является детская хоровая студия «Благовест» Петелинской средней общеобразовательной школы. И если в 2005 году в фестивале духовной музыки принимало участие 4 творческих коллектива, в 2009 году количество заявок на участие достигло 26. Также в 2009 году впервые было организовано проведение фестиваля колокольного звона.
В 2009 году уже в четвертый раз в программу праздника включены мероприятия, связанные с традициями православной культуры нашего народа. Неизменный интерес у учащихся вызывает фестиваль православной культуры «Прикосновение». Девиз фестиваля: «Воспитание души – истинное служение Отечеству». В рамках фестиваля проходят конкурсы-выставки творческих работ учащихся: рисунков «Божий мир глазами ребенка», «Пасхальная открытка», художественной фотографии «Мгновение», краеведческая викторина «Православие и Тульский край». С 2008 года в программу фестиваля был включен конкурс театральных студий и детских театров муниципальных образовательных учреждений «Возвращение к духовным истокам». Второй год в названных конкурсах активно участвовали не только старшеклассники, но и дошкольники, учащиеся начальных классов, их родители и педагоги. И это правильно! Ведь формирование духовных начал: добра и справедливости, милосердия и сострадания, любви и уважения к близким и окружающим, к Родине начинается с раннего детства, уже в тот момент, когда мать поет своему ребенку колыбельную.
Из всего вышесказанного хорошо видно, что в нашем районе ведется серьезная и системная работа по возрождению духовно-нравственных ценностей, просвещению и воспитанию подрастающего поколения в духе православных традиций, патриотизма и гражданственности, преданности Отечеству. Однако в «Год молодежи», объявленный Президентом Российской Федерации, администрацией муниципального образования Ленинский район, учитывая имеющийся многолетний опыт проведения научно-исследовательских конференций школьников, было принято решение о проведении Первых Молодежных Хомяковских чтений, посвященных 205-летию со дня рождения А.С.Хомякова.
Прошедшие 15 мая 2009 года Первые Молодежные Хомяковские чтения явились показательным примером эффективного взаимодействия районных властей, Тульской епархии, ведущих тульских вузов, Тульской духовной семинарии, членов общественной организации Хомяковского общества, муниципальных учреждений образования и культуры, учителей и школьников, общественности района.
Всего до участия в Первых Молодежных Хомяковских Чтениях было допущено около пятидесяти исследовательских работ учащихся и молодых педагогов общеобразовательных школ, семинаристов, студентов и аспирантов тульских ВУЗов в пяти тематических секционных заседаниях «Наследие Алексея Степановича Хомякова», «Богословие и пути развития религиозной философии», «Православное краеведение», «Историческое краеведение», «Литературное краеведение и этнография».
В рамках Первых Молодежных Хомяковских Чтений с благословения митрополита Тульского и Белевского Алексия было подписано Соглашение о сотрудничестве между администрацией муниципального образования «Ленинский район» и благочинием Пригородного округа Тульской епархии Русской Православной Церкви, которое юридически закрепило сложившиеся на протяжении последнего десятилетия направления сотрудничества.
В настоящее время разработана и прошла публичные слушания вторая муниципальная целевая программа по проблемам духовно-нравственного воспитания детей на территории Ленинского района на 2010-2012 годы в продолжение завершающейся.
Актуальность разработки нового варианта муниципальной целевой программы продиктована рассмотрением на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности», уже поддержанной такими ведущими общественными институтами страны как Русская Православная Церковь, Всероссийское родительское собрание и Институт федеральных государственных образовательных стандартов.
И в завершении моего выступления разрешите мне с одной стороны поблагодарить Тульскую епархию, администрацию Тульской области, Тульскую областную Думу, ректорат Института повышения квалификации за внимание к проблемам возрождения духовных и нравственных основ воспитания детей и преподавания в образовательных учреждениях, создания региональной сетевой модели взаимодействия всех заинтересованных структур, учреждений и организаций, открытости и доступности обмена опытом и информацией, а с другой стороны выразить уверенность в продолжении и поступательном развитии сложившегося сотрудничества.
Спасибо!
Назад
|
Если Вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
|