РЕШЕНИЕ
О воспитании подрастающего поколения на основе духовно-нравственных, культурных традиций и семейных ценностей
Заслушав доклады и выступления депутатов комитета по социальной политике, представителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области и Тульской Епархии Русской Православной Церкви, директоров образовательных учреждений, комитет по социальной политике отмечает:
1. Воспитание всегда ориентировано на достижение определенного идеала, то есть образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, общества и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важнейших факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
Для сохранения целостности страны нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
В XVIII веке государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви, веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская эпоха сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90-е годы ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня современный национальный воспитательный идеал определяется исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох с учетом духовно-нравственных ценностей, определенных в соответствии с законодательством.
Поэтому национальный воспитательный идеал, к которому мы должны стремиться – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
2. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Наиболее системно, последовательно и глубоко эти процессы происходят в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни, где сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Именно поэтому важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
- усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
- общее образование является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России;
- содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как: «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Своей основной задачей участники заседания комитета считают привлечение внимания всех структур государства и общества к необходимости безотлагательного принятия срочных эффективных мер по обеспечению позитивного духовно-нравственного климата в стране, в каждой организации, каждом образовательном учреждении, в каждой семье.
Учитывая вышеизложенное, комитет РЕШИЛ:
I. Рекомендовать:
1. Администрации Тульской области:
1.1. Рассмотреть возможность разработки и утверждения долгосрочной целевой программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Тульской области на 2012-2016 годы;
1.2. Рассмотреть возможность разработки и утверждения долгосрочной целевой программы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Тульской области.
2. Департаменту образования Тульской области, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:
2.1. Ввести мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов, предусмотрев в качестве одного из показателей оценки деятельности образовательных учреждений охват обучающихся участием в общественной жизни класса (группы), образовательного учреждения, общественной организации;
2.2. Разработать рекомендации по организации работы, связанной с подготовкой и повышением квалификации специалистов в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания;
2.3. Обобщить положительный опыт образовательных учреждений по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, по взаимодействию образовательных учреждений с институтами гражданского общества и семьей по вопросам духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России;
2.4. Активизировать взаимодействие органов управления образованием с общественными организациями, а также средствами массовой информации в целях освещения опыта духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения;
2.5. Продолжить работу по преподаванию основ православной культуры в образовательных учреждениях области, активно привлекать родительскую общественность к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи;
3. Руководителям образовательных учреждений:
3.1. Принять меры по ознакомлению педагогических работников и внедрению в образовательный процесс положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.2. Разработать и реализовать систему вовлечения родителей в процессы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в том числе, в рамках деятельности органов общественного управления образовательным учреждением;
3.3. Обеспечить направление педагогических работников на обучение по программам повышения квалификации в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания;
3.4. Обратить особое внимание на повышение качества преподавания гуманитарных дисциплин – русского языка, отечественной истории, обществознания, художественной культуры, недопустимость фальсификации исторических данных и искажения положительных образов выдающихся деятелей и героев Отечества.
4. Тульской Епархии Русской Православной Церкви:
4.1. Продолжить взаимодействие с органами местного самоуправления области в деле укрепления нравственных устоев в обществе, культурных и патриотических традиций, проведение совместных мероприятий, направленных на духовно-нравственное просвещение жителей области.
5. Средствам массовой информации:
5.1. Активнее освещать опыт духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения области;
6. Комитету по социальной политике:
6.1. Обсудить ход выполнения данного решения на заседании комитета по социальной политике в ноябре 2010 года.
II. Просить председателя Тульской областной Думы направить настоящее решение губернатору Тульской области.
Председатель комитета Г.Г. Фомина
Назад
|
Если Вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
|