Отдел религиозного образования и катехизации Тульской епархии

РЕШЕНИЕ
О воспитании подрастающего поколения на основе духовно-нравственных, культурных традиций и семейных ценностей

Заслушав доклады и выступления депутатов комитета по социальной политике, представителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области и Тульской Епархии Русской Православной Церкви, директоров образовательных учреждений, комитет по социальной политике отмечает:
1. Воспитание всегда ориентировано на достижение определенного идеала, то есть образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, общества и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важнейших факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
Для сохранения целостности страны нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
В  XVIII веке государство возвышалось  над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала  ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви, веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская  эпоха сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90-е годы ХХ века в России  был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня современный национальный воспитательный идеал определяется исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к  национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох с учетом духовно-нравственных ценностей, определенных в соответствии с законодательством.
Поэтому национальный воспитательный идеал, к которому мы должны стремиться – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
2. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Наиболее системно, последовательно и глубоко эти процессы происходят в сфере  общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни, где сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым  для диалога с мировым сообществом.
Именно поэтому важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.  
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

  • усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
  • общее образование является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России;
  • содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие  понятия, как: «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой  ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его  гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Своей основной задачей участники заседания комитета считают привлечение внимания всех структур государства и общества к необходимости безотлагательного принятия срочных эффективных мер по обеспечению позитивного духовно-нравственного климата в стране, в каждой организации, каждом образовательном учреждении, в каждой семье.
Учитывая вышеизложенное, комитет РЕШИЛ:
I. Рекомендовать:
1. Администрации Тульской области:

1.1. Рассмотреть возможность разработки и утверждения долгосрочной целевой программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Тульской области на 2012-2016 годы;
1.2. Рассмотреть возможность разработки и утверждения долгосрочной целевой программы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Тульской области.
2. Департаменту образования Тульской области, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:
2.1. Ввести мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов, предусмотрев в качестве одного из показателей оценки деятельности образовательных учреждений охват обучающихся участием в общественной жизни класса (группы), образовательного учреждения, общественной организации;
2.2. Разработать рекомендации по организации работы, связанной с подготовкой и повышением квалификации специалистов в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания;
2.3. Обобщить положительный опыт образовательных учреждений по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, по взаимодействию образовательных учреждений с институтами гражданского общества и семьей по вопросам духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России;
2.4. Активизировать взаимодействие органов управления образованием с общественными организациями, а также средствами массовой информации в целях освещения опыта духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения;
2.5. Продолжить работу по преподаванию основ православной культуры в образовательных учреждениях области, активно привлекать родительскую общественность к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи;
3. Руководителям образовательных учреждений:
3.1. Принять меры по ознакомлению педагогических работников и внедрению в образовательный процесс положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.2. Разработать и реализовать систему вовлечения родителей в процессы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в том числе, в рамках деятельности органов общественного управления образовательным учреждением;
3.3. Обеспечить направление педагогических работников на обучение по  программам повышения квалификации в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания;
3.4. Обратить особое внимание на  повышение качества преподавания гуманитарных дисциплин – русского языка, отечественной истории, обществознания, художественной культуры, недопустимость фальсификации исторических данных  и искажения положительных образов выдающихся деятелей и героев Отечества.
4. Тульской Епархии Русской Православной Церкви:
4.1. Продолжить взаимодействие с органами местного самоуправления области в деле укрепления нравственных устоев в обществе, культурных и патриотических традиций, проведение совместных мероприятий, направленных на духовно-нравственное просвещение жителей области.
5. Средствам массовой информации:
5.1. Активнее освещать опыт духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения области;
6. Комитету по социальной политике:
6.1. Обсудить ход выполнения данного решения на заседании комитета по социальной политике в ноябре 2010 года.
II. Просить председателя Тульской областной Думы направить настоящее решение губернатору Тульской области.

Председатель комитета Г.Г. Фомина


Назад


Поиск



  Искомое.ru




Если Вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.