21 января 2015 года в Москве состоялось торжественное открытие XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», проходившее в стенах Государственного Кремлевского дворца. В форуме принимают участие более 15 тысяч человек из стран канонического присутствия Русской Православной Церкви. На открытии присутствовали священнослужители Русской Православной Церкви, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных и епархиальных отделов, руководители и преподаватели светских и церковных учебных заведений, работники научно-исследовательских учреждений России и зарубежья. В открытии форума приняли участие и делегация отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии, в состав которой вошли председатель отдела протоиерей Геннадий Антонов, сотрудник образовательного отдела диакон Алексей Иванов и Иванова Елена Игоревна, преподаватель Епархиальных образовательных катехизаторских курсов.
В рамках XXIII Международных Рождественских чтений пройдет более 150 конференций, круглых столов, презентаций, мастер-классов, на которых участники обменяются накопленным опытом, представят новые разработки в области образования, духовно-нравственного просвещения, миссионерской и катехизаторской деятельности, социального, молодежного, тюремного служения, связям с соотечественниками, взаимодействия Церкви и общества, работами со СМИ, и по многим другим направлениям.
На торжественном открытии в президиуме Чтений присутствовали:
председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко; председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; руководитель рабочей группы при Президенте РФ по подготовке мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; министр культуры РФ В.Р. Мединский; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ, сопредседатель рабочей группы по проведению Рождественских Парламентских встреч С.В. Железняк; первый заместитель министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк; статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин; президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая.
В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, касаясь темы религиозного образования, духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания отметил, что в «данной области необходимо продолжать сложившееся конструктивное церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействие».
Далее, Его Святейшество поднял тему аккредитации педагогов воскресных школ: «Повышение уровня профессиональной подготовки и в целом профессионального развития педагогов становится сегодня важной сферой взаимодействия Церкви, государства и общества. Впервые по нормам нового закона об образовании стало возможным проведение в епархиях церковной аккредитации педагогов, преподающих учебные предметы, курсы, модули по православной культуре. Сейчас это добровольная аккредитация по желанию самого педагога, но и в таком формате она создает условия для того, чтобы в каждой епархии сложился круг педагогов, лично мотивированных на преподавание православной культуры при самом тесном сотрудничестве с Церковью».
Святейший патриарх Кирилл обратился и к проблемам преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» в школах: «Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа? Напомню, что концепцией курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленной еще в 2012 году, предусмотрено расширение преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» на 2-й — 10-й классы.
Однако с окончанием эксперимента по внедрению ОРКСЭ, всеми признанного успешным, расширение курса было как будто "заморожено". Соответственно, и разработанная программа подготовки педагогов в объеме бакалавриата по данному направлению, несмотря на решения Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, тормозится, в том числе из-за недостатка бюджетных мест в вузах для подготовки молодых педагогов. Непросто готовить педагогов-профессионалов для усеченной предметной области, не имеющей пока ни начала в первых классах школы, ни своего продолжения хотя бы на ступени основного общего образования.
Другая проблема — это ограниченное финансирование преподавания ОРКСЭ. Так из бюджета отпускаются средства только на одну ставку, в то время, как в большинстве школ преподаются два или даже три модуля. В лучшем случае деньги изыскиваются из фонда внебюджетных средств, что конечно ставит под угрозу свободу выбора модулей в рамках ОРКСЭ.
Должен сказать, что к перспективам расширения школьного курса ОРКСЭ на другие классы в обществе сложилось достаточно консолидированное положительное отношение. Поддержку эта инициатива нашла и у большинства традиционных религиозных общин России. Поэтому мы ожидаем что, по крайней мере, в наступившем году, этот процесс, наконец, начнется. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы свести на "нет" все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников».
Его Святейшество отметил необходимость получения образования приходскими катехизаторами: «Важное место в просветительской деятельности Церкви занимает катехизация. Нам необходимо стремиться к тому, чтобы люди, пришедшие на катехизические беседы порой только потому, что это является неотъемлемым условием совершения Таинств крещения и брака, захотели воцерковиться, регулярно участвовать в Таинствах, найти свой путь к жизни в Церкви. Катехизация должна открыть для них духовную силу и красоту христианства, помочь встретиться с Богом. Поэтому катехизаторы помимо личного опыта жизни в Церкви должны иметь соответствующие знания и практические навыки ведения катехизической работы. Наши духовные учебные заведения призваны уделять этой теме соответствующее внимание, в том числе и адаптируя к учебному процессу программу по дисциплине «Организация и ведение катехизической деятельности», разработанную Синодальным отделом религиозного образования и катехизации».
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в своем докладе также коснулся проблемы расширения преподавания «Основ религиозных культур и светской этики»: «В этом году, к сожалению, мы не продвинулись в вопросе расширения преподавания ОРКСЭ по ступеням и годам обучения в школе. И об этом скажу особо. С одной стороны, в обществе сложилось достаточно консолидированное положительное отношение к перспективам возможного расширения преподавания ОРКСЭ в школе. Поддержку эта инициатива нашла и у большинства традиционных религиозных общин России. Поэтому мы ожидаем, что, по крайней мере, в наступившем году, этот процесс, наконец, будет запущен. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы обрекать этот важнейший проект на стагнацию и обесценивать саму идею введения духовно-нравственного компонента в школьное образование. Уверен, это обмануло бы ожидания миллионов людей, надеющихся на возрождение лучших традиций отечественного образования и достойное воспитание своих детей.
Духовно-нравственная составляющая воспитания, реализующаяся через приобщение детей к традиционным духовным ценностям в школе, является необходимой, неотъемлемой частью общего образования, "педагогической аксиомой", как говорил об этом еще Константин Дмитриевич Ушинский, ибо "влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще". Ему вторит и Сухомлинский: "Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. <…> Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия"».
В ходе церемонии открытия форума демонстрировались видеоматериалы, посвященные таким темам, как просветительское служение Церкви, взаимодействие Церкви и государства, конкурсам «За нравственный подвиг учителя» и «Красота Божьего мира», а также видеоролики «Москва встречает участников Рождественских чтений» и «Князь Владимир. Крещение Руси».
В завершение официальной части состоялся концерт.
Фото
|